- Блог
- Интересное
- Детские автокресла - ситуация после принятия закона №1150
Детские автокресла - ситуация после принятия закона №1150

В октябре 2019 года Верховной Радой был принят Закон № 1150 «Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення щодо встановлення відповідальності за порушення правил перевезення дітей».
Авторами закона предложено установить административную ответственность (в виде штрафов) водителям, которые не используют детские автокресла при перевозке детей. В частности, регламентируются действия сотрудников Национальной полиции, которые смогут составлять соответствующие протоколы.
Суть закона заключается в том, что теперь водители будут нести ответственность, если авто не оборудовано специальными средствами для перевозки детей возрастом до 12 лет, или рост которых составляет менее 145 см. Под средствами безопасности понимаются такие, что позволяют пристегнуть ребенка ремнями безопасности.
Читайте также: Как установить детское автокресло?
Что думают о новом законе сотрудники полиции
Мы поинтересовались мнением служителей закона, задав несколько вопросов представителям патрульной полиции, чтобы получить полноценные ответы по этой всех волнующей теме:
1. Относительно вынесенных постановлений
- Что делать, в случае вынесения постановления сотрудником полиции, ведь в законе отсутствует четкая формулировка, что же такое специальные средства?
- Да, действительно, не прописан четкий перечень того, что является "спеціальним засобом". Но написано, что это средство для детской безопасности. Поэтому если водитель будет рассказывать о каких-то других спецсредствах, которые не имеют отношения к детской безопасности, то это будет выглядеть смешно и не будет учитываться судом. Будет собираться необходимое количество доказательств, как и при любом другом нарушении. И если в результате, водитель будет не согласен, он может обратиться в суд и обжаловать постановление. Это полное ваше право.
2. Как проверить рост ребенка
- В законе упоминаются критерии роста ребенка. Как сотрудники собираются проверять их?
- Измерение роста (согласно прес-конференции заместителя начальника департамента) может осуществляться рулеткой.
Их будут выдавать сотрудникам, как бы смешно это не выглядело.
Замечание эксперта AUTOMARKET: действительно звучит не очень серьезно. Достаточно вспомнить ситуацию с приборами измерения скорости, для которых требуется специальная сертификация. Кто будет сертифицировать рулетки?
3. Что с определением возраста
- Аналогично в законе присутствуют нормы о возрасте детей. Как сотрудники собираются проверять возраст?
- Если мы говорим о возрасте, его можно узнать из документов ребенка, которые могут быть у родителей.
Замечание эксперта AUTOMARKET: довольно спорный момент, поскольку никаким законом Украины не регламентируется необходимость наличия документов на ребенка в машине.
4. Наличие ремней безопасности
- Как быть, если транспортное средство изначально не оборудовано ремнями безопасности? Ведь в законе упоминается необходимость фиксации ребенка именно штатными ремнями?
Если ремни безопасности предусмотрены конструкцией транспортного средства, то должно быть и автокресло. Но у нас ездят и старые автомобили советского производства да и другие модели, где не предусмотренные ремни безопасности, в таких случаях вопросов к водителям таких авто не будет.
5. И снова о спецсредствах
- Хотелось бы все-так узнать, что такое специальное средство? Если ли четкие критерии, предусмотренные другими законопроектами или официальными разъяснениями? Получается можно просто подложить обычную подушку?
- Что касается точности формулировок, в законе действительно нет четкого перечня специальных средств, однако, указано, что они (средства) должны обеспечивать детскую безопасность. Если вы считаете, что используемые вами вспомогательные средства, например, подушка, действительно гарантируют безопасность ребенка, можете обосновать свое мнение в суде.
Как можно попасться на неправильной перевозке
Закон уже вступил в действие, а значит, водители имеют серьезные шансы попасть под ответственность. Вместе с тем, возникает вопрос – а имеют ли право сотрудники полиции останавливать водителей для проверки на наличие установленного автокресла?
В настоящее время официально существуют всего 9 причин (Закон (п. 1-9 ч. 1 ст. 35 ЗУ «Про Національну поліцію») для остановки транспортного средства:
- Порушення правил дорожнього руху.
- Є очевидні ознаки несправності автомобіля.
- Є офіційна інформація щодо причетності водія, пасажирів або транспортного засобу до правопорушень.
- Транспорт перебуває в розшуку.
- Є необхідність провести опитування водія чи пасажирів для уточнення обставин ДТП.
- Необхідно залучити водія для надання допомоги іншим учасникам дорожнього руху або в якості свідка для оформлення протоколу.
- Якщо державні органи прийняли рішення про обмеження або заборону руху.
- Спосіб фіксації вантажу створює небезпеку для учасників руху.
- Порушення порядку використання спеціальних світлових або звукових сигнальних пристроїв.
Мнение эксперта AUTOMARKET: как видно, в этом перечне, отсутствуют такие основания для остановки водителя, как отсутствие средств для перевозки детей. В случае, если вас остановили именно для составления протокола из-за нарушений (по мнению инспектора) статей закона № 1150, вы всегда сможете обжаловать их в суде.
Какова сумма штрафа и штрафуют ли водителей на самом деле
Законом установлена сумма в размере тридцати необлагаемых налогом минимальных доходов за первое нарушение (510 гривен), и пятидесяти минимальных доходов за повторное в течение года (810 гривен).
Закон вступил в действие с 20 октября и уже успешно действует. Так, к примеру, патрульными Харькова уже были составлены первые протоколы за ненадлежащие условия перевозки детей. Пока что говорить о массовой практике не приходится – чаще полицейские ограничиваются предупреждением.
"В основном, страдают водители, совершающие какие-либо нарушения правил дорожного движения, поскольку наличие или отсутствие детского кресла не является причиной для остановки" – рассказывает сержант патрульной полиции Харькова. – "Нами был остановлен водитель, превысивший скорость. При разговоре инспекторы увидели 4-летнего ребенка, спящего на заднем сиденье. Был выписан штраф, который водитель оплатил на месте онлайн."
Нескольким водителям было вынесено предупреждение и в других областях, в основном при пересечении стационарных постов. Такой режим движения позволяет без проблем определить присутствие детей в машине, и конечно же проверить наличие автокресел.
Мнение эксперта AUTOMARKET: Действительно в обычном потоке машин, патрульной полиции практически невозможно заметить правонарушение. Соответственно, если водитель не нарушает правил, то у полицейского нет оснований для остановки. Но не пренебрегайте безопасностью детей и перевозите их только в специально оборудованных для этого автокреслах.
С пожеланиями хорошей дороги, AUTOMARKET - удобно для автомобилиста